Воздушная пробка в системе отопления

Даже если вы приобрели качественные отопительные приборы и правильно провели их монтаж, ваша отопительная система не застрахована от возникновения в ней воздушных пробок, снижающих эффективность теплоотдачи радиаторов и труб.

Причины возникновения воздушных пробок

Наиболее частой причиной попадания воздуха в систему является некачественное выполнение резьбовых соединений и сварных швов, наличие коррозионных отверстий. (См. также: Запуск отопления)

Следующей причиной завоздушивания системы может стать воздух, растворенный в теплоносителе. При нагреве воды воздух в виде пузырьков выделяется в верхние части отопительной системы, где скапливается и создает воздушные пробки.

При понижении давления система частично опустошается, и все свободное пространство занимает воздух.

При выполнении ремонтных работ и последующей сборке отопительных приборов избежать образования воздушных пробок не удастся. Чаще всего завоздушиванию подвержены радиаторы, которые расположены на верхних этажах зданий. Для борьбы с этим явлением, снижающим эффективность работы приборов, на радиаторах устанавливают специальные воздухоотводчики ручного или автоматического типов.

Определение мест возникновения воздушных пробок

Определить место расположения воздушной пробки можно при помощи простукивания трубопровода и приборов легким молотком. В местах дислокации воздушных образований звук становится более звонким. При обнаружении таких дефектов нужно проверить уклоны при помощи уровня. (См. также: Двухтрубная система отопления частного дома)

Иногда наблюдается временное снижение теплоотдачи отопительного прибора. Это явление вызывается блуждающими воздушными пробками, причиной возникновения которых могут стать неисправности или конструктивные недоработки воздухоотводящих устройств. Выходом из данной ситуации может стать установка дополнительных воздухоотводчиков.

Частым местом сбора воздушных пробок являются перегибы труб. Поэтому при монтаже обязательным условием является соблюдение проектных уклонов. При конструктивно необходимом нарушении уклона или образовании трубой петли необходимо поставить дополнительные воздухоотводчики.

Удаление воздушных пробок

Для удаления воздушной пробки из радиатора нужно в верхней торцевой части прибор открыть кран, который предназначен для отвода воздуха. При этом под батарею нужно поставить пустую емкость, куда можно будет в случае необходимости собрать воду. При помощи ключа шток клапана поворачивается на четверть оборота. Ключ остается на клапане. Процесс удаления пробки можно считать законченным, когда прекратится шипение и появятся капли воды. (См. также: Системы воздушного отопления)

Образовавшаяся воздушная пробка в системе отопления не только приводит к снижению скорости движения теплоносителя, что снижает температуру отопительных приборов, а, следовательно, и температуру в помещении. Завоздушивание провоцирует ускорение коррозионных процессов. Поэтому определение причин завоздушивания, ликвидация уже возникших пробок и профилактические мероприятия по не допущению их возникновения в будущем – непременные условия эффективной и безаварийной работы вашей отопительной системы.